аудиокниги
коммуникативные
психодиагностические
коррекционные
психотехнические
развивающие
деловые
педагогические
профориентационные
телесно-ориентированные
игры и развлечения
тренинги
статьи
психологические центры
мини-форум
все упражнения
синквейны
притчи и сказки
пословицы и поговорки
добавить упражнение


сообщение с мини-форума

синквейн



самые читаемые статьи

Упражнение «Нахождение слов – антонимов»
статья прочитана 1103006 раз

Упражнение «Цифры в пословицах и поговорках»
статья прочитана 546366 раз

Упражнение «Моя проблема в общении»
статья прочитана 484479 раз

Игра «Крокодил»
статья прочитана 420453 раз

Тренинг на сплочение
статья прочитана 330775 раз




последние комментарии

Санкё  13.11.2024
Шкрашвраш
прочесть статью

Санкё  13.11.2024
Шкрашвраш
прочесть статью

Санкё  13.11.2024
Шкрашвраш
прочесть статью


психологические упражнения для тренингов


притчи и сказки:

комментариев: 2 | просмотров 10983 | 01.06.2011

Притча «Понятия не имею»

Вот ты дивишься: отчего один человек имя свое с гордостью носит, а иной – словно собака, на кличку отзывается... Знаю я, про кого ты думаешь-то. Знаю... Небось, про Карякиных, Макара да Степана? Угадала? Я сама частенько про то думала. Попробую тебе рассказать про них, а уж ты решай сам!

А начну я свой сказ не с них, а с матушки да ее сестры. Обе они росли в нашей деревне, обе и замуж в один год вышли. Только одна-то в город уехала, а другая тут жить осталась. Лет по десять за мужьями прожили и случилась у городской сестры большая беда: мужа она потеряла. Он в городе на фабрике работал, а однажды там на него какой-то тюк и свалился. Пришибло шибко. Два дня в беспамятстве провалялся да Богу душу и отдал. Вот и приехала убитая горем вдова в деревню. Сестре слезы излить да об жизни поговорить. Детей-то у них с мужем не было.

Только не знала она, что у деревенской сестры – своя беда. Муж ее по весне за дровами отправился. А через брод переходя, и утонул со всем возом да лошадью. Время-то сличили, а там всего девять ден! Значит, обе сестрицы вдовами остались, почитай в одно время. Только у деревенской-то сестры свои печали: двое мальчонок – сыновей на руках. Их еще поднимать да поднимать. Ну, поплакали, погоревали сестры. А как городская-то собралась домой уезжать, так и попросила одного-то мальчонку с ней отпустить: мол, не так тяжело ей будет горе переносить. Все какое-то успокоение – живая душа в дому! Мать подумала, с сыновьями поговорила да одного сына с теткой в город и отпустила. Степан при матери в деревне остался, а Макар с теткой в город подался.

Степка с детских лет к одному зажиточному хозяину в работники нанялся: гусей пасти. Хозяин у него строгий попался, но круче да горластее – его женушка. Гусей пасти – работа не больно тяжелая, но хлопотная да беспокойная. Все лето Степка трудился, уж перед самыми холодами обещал хозяин с ним расплатиться. А тут беда! Двух гусей Степка потерял. То ли где в камышах заплутали, то ли лисы задрали. Одним словом – беда! Степка как подумал про мать – сердце кровью облилось. Ведь она на плату рассчитывала. А как теперь хозяин про потерянных гусей узнает – сразу без денег оставит!

Шел Степка с тяжелой думой: ну, как о пропаже хозяевам сказать? Перед крыльцом хозяйской избы остановился, а вперед ноги не идут... И давай он тут молиться: «Господи помоги!», «Господи помилуй меня, грешного». А у самого нет сил дверь отворить да в избу ступить. Ну, на пороге-то долю не протопчешься. Перекрестился и вошел... А как свою беду хозяйке обсказал, та даже позеленела от злости. Руки в боки наставила, глаза в щелочки сузила, рот отворила...

И тут кто-то в ворота стучать стал. Хозяйка Степку поглядеть послала, а сама к окошку припала. Дочь ее единственная с внуками в гости к родителям прикатила. Уж как мать рада была! Как счастлива! И про злобу свою забыла.

Степка дверь в избу гостям открыл, в дом пропустил и вещи-подарки из телеги носил. А потом на скамеечку возле избы сел и затих: что еще хозяин скажет, как накажет? Тут хозяйка на крыльцо выскочила. – Ты чего расселся? -кричит. – Беги, хозяина зови! Скажи, мол, дочка с внуками приехала! Кинулся Степка за хозяином. Пока к дому шли, Степка ему и скажи про двух-то потерянных гусей. А тот сразу: «Потом разберемся! Мне не до тебя! Видишь, дочка с внуками приехала!»

На другой день Степка к хозяину подошел, насчет гусей потолковать, а тот:

– Не будешь больше ушами хлопать! Ладно уж! На радостях прощаю твой грех. А теперь беги по нашей родне, зови в дом всех! Хозяйка уж стол накрыла!

Так Степку беда и обошла. И хозяйка ему за работу заплатила, и хозяин старый тулуп подарил. Степка это запомнил, потому с Господом в душе и жил. Его благодарил, на него в печали да тревогах уповал. Сам по совести проживал, трудился, и мать заботами да вниманием не оставлял. Оттого Степаном Матвеичем и стал.

А брат его родной, Макар, у тетки рос. А как большим стал, устроила его тетка на фабрику трудиться. Но проработал он там года два и вдруг в деревню вернулся. Матери да брату так пояснил: нашла, мол, тетка для себя нового мужа, вот и стал Макар в том доме не нужен. Ну, а чужим-то по-иному сказал: мол, захотел на природе да в родном доме пожить. В разговоре с деревенскими – над ними шутил, смеялся: и говорят-то они не так, и ходят не эдак, и работать не умеют, оттого, мол, и не богатеют. О себе Макар большое понятие имел. Станут деревенские мужики с ним об жизни толковать и все дивятся: слова-то он верно говорил, мудреные речи сходу выплескивал, а вот весь разговор получался пустой. Спросят, бывало, его мужики, какие материи на фабрике ткут да как это получается, чтобы из ниток материя? А он им: «Эх деревня! Не материя – ма-ну-фак-ту-ра! Разную мануфактуру ткут: ситец, сатин. А как она ткется – понятия не имею!»

Уж потом мужики прознали, кем он на фабрике-то трудился. Метлой во дворе фабричном махал, оттого ничего про «мануфактуру» и не знал. Одни названия и все! Спросят, бывало, как, мол, хозяин-то с такой фабрикой управляется? Ведь у него рабочих, небось, тьма?

– Так он, что ли, управляет-то? Он только денежки получает. А управляет управляющий! Да я его за все два года только раза три и видал. И то, когда он по фабричному двору на пролетке проезжал. А уж как он управляет – понятия не имею!

Баб в разговорах больше интересовали цены. В лавке фабричной да у купцов. Только и тут им Макар ничего сказать не мог. Тетка за него деньги-то в конторе получала, потому как сама на фабрике работала. А харчи сама в дом приносила. Потому про цены он понятия не имел.

В деревне Макар все прижиться никак не умел. Брат Степан его сколько раз в поле звал: рук-то у Степана только две, а едоков в семье прибавилось. Только Макар ему сразу сказал: мол, к такой работе он непривычный. Вот, ежели бы у них мануфактура была – тогда да! А так – на речке рыбачил, по лесам гулял, под деревом в саду лежал. Вот и вся его работа! Потерпела мать так-то с полгода, и давай Макару пенять: «Это что же получается? Степан в поле за троих управляется, я по хозяйству суечусь. А ты дармоед? А совесть-то у тебя где?» Обиделся Макар, да деваться некуда. Пришлось со Степаном в поле отправляться. Весна за окном, надо землю пахать. Уж лошадку-то может Макар по полю водить, пока Степан за плугом станет ходить? С таким-то в деревне и парнишки небольшие управляются. А Макар глядит на брата да улыбается: мол, понятия не имею, как лошадью управлять. Пришла пора траву косить, а он: понятия не имею, как косу наладить. Так и прожил вновь до осени. Мать да Степан и не знают, как им быть с дармоедом этим? Вот и решила мать: пусть едет Макар опять в город проживать. В деревне без работы только малые дети да древние старухи. А здоровый мужик целыми днями в тенечке лежит, прохлаждается... Уж и так стыд родным глаза ест, прозвали Макара в деревне – «Понятия не имею». Да от такой клички любой мужик бы озверел. А ему – все нипочем, стыд глаза не ест. Вот и пришлось его обратно в город наладить... Это уж потом, когда у Степана своя семья появилась, дети народились, Макар обратно в деревню прикатил. А чего ему – ни семьи, ни работы. А тут хоть накормят-напоят. Так, никчемный человек...

Теперь-то уж оба – старики. Но Степан своего никудышного брата не бросает, жить в своей избе позволяет, хотя и пользы от него – как от козла молока! В лес пойдет – вернется без гриба, на речке не столько наловит карасей, сколько дремлет у сетей. Ну, кто теперь скажет, что они братья да еще погодки? Степан – солидный мужик, а Макар – старик-стариком, и волосья у него повылезали, и ноги скривились. И глаза слезились. А говорить с ним даже малому дитю неспособно: «Понятия не имею», – вот и все что он знает-умеет. А без понятия – какой он мужик? Ежели до глубокой старости таким никудышным оставаться – нечего за кличку на народ обижаться!

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств

Речевая зарядка

Развитие мышления и воображения

Сказка и экология

Сказка развивает руки

Методом оригами сделать из бумаги гусей. С помощью родителей нарисовать на отдельных листах бумаги контуры двух персонажей сказки: Макара и Степана. Раскрашивать их фигуры и одежду будут сами дети.

Работа с текстом

Цель: способствовать оценочному отношению детей к характеристике двух братьев, выявлению положительных моментов в их взаимоотношениях и отношении к труду и близким людям; подвести детей к пониманию ценностей счастливой семейной жизни и значимости взаимовыручки и покоя в семье; заставить детей с помощью притчи-нравоучения посмотреть на себя со стороны.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Вопросы по содержанию

Методические рекомендации

Для работы с этой сказкой лучше выбрать фронтальную или групповую работу, поскольку здесь очень важно общение детей между собой. Однако и индивидуальная работа в семье после чтения сказки вслух дает возможность ребенку не только высказаться самому, но и выслушать мнение старших членов семьи, а то и пример из жизни, подтверждающий основную идею сказки.

Сказку эту следует прочитать детям и с заниженной, и с завышенной самооценкой, не любящим и не желающим трудиться, выполнять поручения по дому. Заласканный, эгоцентричный ребенок воспринимает сказку как притчу о предстоящей расплате за нерадивость, лень и неуважение родителей. Мнение о себе как о «центре вселенной» в ходе работы с этой сказкой начинает колебаться.

Самоуверенные дети, не умеющие уважать чужое мнение, чужой труд должны на этой сказке хотя бы засомневаться: а все ли может человек? Бывают ли такие обстоятельства, которые выше человека и не могут быть им достойным образом решены самостоятельно? Окажется ли рядом человек, который поможет? И вывод. Для того, чтобы такой человек был рядом, надо его иметь. Если семья – верующая, ей проще объяснить зависимость человека и его дальнейшей жизни от собственных поступков в прошлом, также проще принять выражение: «Без Бога не до порога»



12.03.2012
Рустам

Мягко говоря не очень.

12.03.2012
Дмитрий

согласен, очень длинная, детям наврятли понравится!
комментарий

имя


сообщение с мини-форума

синквейн



самые читаемые статьи

Упражнение «Нахождение слов – антонимов»
статья прочитана 1103006 раз

Упражнение «Цифры в пословицах и поговорках»
статья прочитана 546366 раз

Упражнение «Моя проблема в общении»
статья прочитана 484479 раз

Игра «Крокодил»
статья прочитана 420453 раз

Тренинг на сплочение
статья прочитана 330775 раз



последние комментарии

Санкё  13.11.2024
Шкрашвраш
прочесть статью

Санкё  13.11.2024
Шкрашвраш
прочесть статью

Санкё  13.11.2024
Шкрашвраш
прочесть статью





© trepsy.net 2007 - 2024г.