trepsy.net
|
психологические упражнения для тренингов
|
психологические упражнения для тренингов
автор SD
Добрый вечер! А есть у кого подробное описание символа "Цветок" из символдрамы? Нужна интерпретация! Заранее спасибо!
|
Так называемый "тест цветок" показывает способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы.
Цветок следует обрисовать во всех подробностях
- описать его цвет,
- размер,
- форму,
- описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п.
- эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка.
- попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения.
Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы могут символизировать целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализацию; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу, стебель без листьев - ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасность, сопровождающую страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностью, связанной с сексуальными отношениями, не замечает эту опасность, излишне легкомыслен.
Невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ.
Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.
Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один.
Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.
Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем-то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.
Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, "зависшим" на каком-то неопределенном фоне. При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не "где стоит" или "где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а "где находится цветок?"
Отсутствие "почвы под ногами" может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.
Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает.
При пассивном, креативном раскрытии образа есть возможность исследовать механизмы регрессии и фиксации либидо в системном его понимании. Классический пример подобной фиксации - невозможность выбора конкретного цветка (вариант полевого поведения, нарушения еще на стадии понятийно-эротической фазы), либо – невозможность сорвать понравившийся цветок из-за боли, причиняемой ему (фиксация на платонически-эротической фазе, боязнь сексуальных отношений, идеализация партнерши).